Новая
Философская Картина Движения
(мировоззренческий и методологический
смысл)
Познакомившись с Новой Философской Картиной Движения,
кое-кто может бросить скептическую реплику: «Ну и что? Жили без неё 4000 лет и
ещё столько же проживем!».
И действительно. Целенаправленно
опросив сотни две обывателей, окружавших меня в реальной жизни, я убедился в
том, что 90 процентов из них никогда не слышали имени К.Птолемея, а 75% – Н.Коперника.
Что же касается «Картины мира», которую те создали, то о ней они просто не
слышали.
Между тем, мироздание как целостность
совсем не сводится к тому, о чём рассуждали наши великие предки. Во-первых,
потому что небесные тела, которые они описывали, бесконечны вширь и вглубь,
если иметь в виду их субстанциональную основу. А, во-вторых, потому, что движение
планет вокруг Солнца по эллиптическим орбитам совсем не исчерпывает всех форм
движения субстанции.
Философская диалектика, ориентированная
на последовательное усвоение выдающихся достижений естествознания и социологии,
должна, в конце концов, оказаться достойной своего исторического предназначения
и представить человечеству основные закономерности и формы движения как
атрибута субстанции.
Вот и меня, скромного приверженца
философской диалектики, осуществившего последовательное развертывание основных
противоречий «сущности» и «существования», происходившее на
нашей уникальной планете в сфере движения, и превратившее мир физических полей
и элементарных частиц в великолепие Земной природы, в какой-то момент пронзил
своей беспощадностью вопрос: «А куда я иду? Зачем всё это? И не пора остановиться,
оглядеться и подвести некоторые итоги?»
А пришел я к созданию Новой
Философской Картине Движения. На сайте я выделил ей отдельные страницы.
И выделил не потому, что рассмотрение этой Картины стоит в стороне от
рассмотрения основной темы – темы «Российская идея и Идея глобализации».
Напротив, с обоснованием и разработкой
основных, но имеющих производный характер положений работы, она связана прямо и
непосредственно.
Простите мою назойливость, но я
повторюсь, излагая смысл своих подходов и выводов.
Наглядно представляя (см. схему 2) логику
движения мира, я привлекаю Ваше внимание к следующему: частично - хорошо
известному, частично – новому.
Первое. Схема имеет претенциозное, как может кому-то
показаться, и даже громкое название «Новая
философская картина движения» не потому, что в ней не присутствуют
достижения физики, астрономии, химии, биологии, социологии и т. д. Они - ее
суть, она на них опирается, она из них исходит. Она буквально из них вырастает,
ибо изучение того, что философы называют субстанцией, является целью частных
наук, предметом их повседневной заботы и пристального внимания.
Второе. Обыватель живет своей жизнью, а ученый – своей. Исследование
множественности и параллельности Вселенных, одиннадцатого измерения, природы
Большого взрыва и магнетизма, «черных дыр», десятков полей и сотен кварков,
новых изотопов и бескислородных форм жизни..., - всем этим, к примеру,
озабочены физики, химики и биологи. Всего, чем обогащает нас современное естествознание,
не перечислить! И все ложится в огромную «копилку», из которой черпаются
материалы для философских обобщений.
Идет вперед и частное социальное
знание. Оно нашло свою нишу в изучении человека, малых и больших социальных
групп, новых для России (но не новых для марксизма) рыночных отношений,
менеджмента и т. д. Не буду говорить об этом особо.
Сменяющим друг друга поколениям
остается только следить за появлением новых Нобелевских лауреатов, поражающих
мир своими естественнонаучными и социальными открытиями.
Третье. Человечество давно научилось «облегчать себе жизнь»
тем, что оставило возможность совершать научные подвиги гениям и энтузиастам.
Таким же одиночкам «поручило» оно сказать главное о том, к чему пришла
современная наука, то есть обобщить и систематизировать полученные наукой
знания.
Благодаря их усилиям возникли и
приобрели самостоятельный статус о б щ а я физика, о б щ
а я химия, о б щ а я биология и т.д. – целый отряд наук, дающих наиболее
существенные сведения о форме движения субстанции, которую они изучают.
Основное оружие этих наук – абстрагирование и обобщение, движение вглубь вещей
от явления к сущности.
Четвертое. Но исстари, буквально «от века», существует мощная
сфера познания, которая пытается дать человечеству сведения о мире в целом как
системе, развитие которой подчиняется объективным законам.
Это – философия. В чем состоят
ее корыстный
интерес и главная задача?
Они состоят в том, чтобы предложить
людям: а) наиболее широкий и глубокий взгляд на окружающий мир
(мировоззрение); б) совокупность принципов, на которые надо опираться,
осуществляя свою деятельность в этом мире (методологию); в) целостную систему
наиболее важных форм и способов познания вещей и процессов (гносеологию).
Пятое. Особое место в системе философских наук принадлежит
диалектике. Она изучает главный атрибут, основное свойство, через которое нам
представляет себя субстанция, - движение.
«Новая философская картина движения», представленная в данной работе, являет собой новое научное
открытие, настоящий переворот в области естественного,
общенаучного и философского знания. Теперь совсем иначе предстоит нам смотреть
на окружающий мир и методологию его познания.
Шестое. В обиход людей элементарно образованных давно вошли
слова: «Птолемеева система мира», «Система мира Коперника», о которых я
вспоминал несколько ранее. Как весомо и громко сказано. Но сказано, между тем,
не совсем верно.
И естествоиспытатели (физики и
астрономы) и философы давным-давно знают, что в обоих случаях речь идет
о геоцентрическом и гелиоцентрическом взгляде на визуально наблюдаемую нами
небесную сферу.
И это, как говорится, все! Умаляет ли эта скромная констатация
величие заслуг К.Птолемея и Н.Коперника, как естествоиспытателей и
энциклопедически образованных людей своего времени? – Конечно, нет!
И действительно, открыть и сказать
такое?! И именно в свое время?! - Это могли себе позволить только великие умы
человечества.
Седьмое. Именно поэтому, я должен отметить, что, понимая это, нельзя
скептически относиться (а это делается давно и упорно) к тому, как на основе
достижений естествознания, синергетики, социологии и философии, вам предлагают «Новую
философскую картину движения»? Она, с одной стороны, выглядит простой и
стройной. С другой стороны, в ней представлено описание поистине Вселенских
процессов!
Восьмое. Действительно, поставим перед собой пару вопросов: «Что
до сих пор человечество знало о мире в целом? Что внедряла в
сознание граждан российская система образования?»
Я не ошибусь, если скажу – две
основных вещи: 1) мир материален; 2) материя движется.
«Движение
материи» - это имеющее свою историю и вполне устоявшееся
словосочетание. Искоренить его почти невозможно.
Девятое. Я предпочел соотнести движение, как особое свойство,
как атрибут не с материей, а с субстанцией. На мой взгляд,
понятие «субстанция» несколько уже, чем «материя». Субстанция
– это существующая объективно первооснова всех чувственно воспринимаемых нами
вещей, подвижных и инертных, сложных и простых, микро-, макро- и мегаскопических,
представленных в этом мире полями, элементарными частицами, химическими элементами,
веществами, а также множеством живых организмов, начиная от вируса и заканчивая
человеком. А главное, субстанция - это прародитель всех форм
материальных объектов и, соответственно, их бесчисленных свойств.
Десятое. В своей концепции я представил субстанцию как
диалектическую противоположность движению, и с этого начал свои
рассуждения. На мой взгляд, традиционное противопоставление материи
и движения
не вполне корректно, если не сказать больше. Оно - ошибочно.
В философском знании, правда, были
случаи отождествления вещества и материи, материи и субстанции. К слову
сказать, понятие «материя» этимологически восходит к латинскому слову «materia» -
вещество. Об этом мы как-то совсем забыли.
Впрочем, чего только не было в прошлой
и современной философии? Но в имеющей
полувековую историю российской традиции под материей понималась вся «объективная
реальность, данная нам в ощущении».[1]
Развернуть диалектическое противоречие
между материей и движением, понимаемыми именно
так, можно. И оно существует реально.
Это чувствовали философы «от древности до наших дней». Но это противоречие
будет диалектическим противоречием сущности(!). Объективная реальность
как сущность, если следовать истинной и строгой логике Г.Гегеля, есть «основание»,
на котором вырастает противоречие существования между
субстанцией и движением.
Так что ошибка всех прошлых подходов к материи
и движению
состояла в непонимании или игнорировании реального бытия диалектических
противоречий сущности и существования, незнании или
игнорировании учения о них. Пришло время её исправить.
Одиннадцатое. Определение Ф.Энгельса: «Движение есть изменение вообще»
является безупречным. С движением человек встречался всегда, с ним
существовал, от него зависел, его изучал.
Но что до сих пор нам было известно о
движении? Философское знание о движении, отражающее его
всеобщие законы и формы, до середины Х1Х
века сводилось к тому, что представлено в первом разделе схемы.
Каждый элемент этого раздела: движение как изменение вообще, направленное и
необратимо направленное движение, прогресс и регресс, - все они были предметом
внимания и научного познания.
Но вот приближается ХХ век, и своё место в описании движения
занимает марксизм. Признавая, развивая и уточняя известные взгляды, он
привлекает особое внимание к такой сфере движения (третий раздел схемы) как деятельность
людей и животных. По Ф. Энгельсу, существуют механическая, физическая,
химическая, биологическая и социальная формы движения. В сфере
жизни на Земле возникла и стала предметом познания деятельность.
К.Маркс основательно изучает структуру
общественной формы движения, выделяет в её системе предметно-практическую и
духовную деятельность людей как
противоположности (как я настойчиво пытаюсь утверждать) существования. Практика
была всесторонне исследована и предстала перед нами как основа, цель и критерий
истинности процесса познания.
Советские философы осуществили
тщательный анализ происхождения, сущности и структуры индивидуального и общественного
сознания, эмпирических и рациональных формы познания. На благодатной ниве
познания «духа» с философами дружно трудились психологи, социологи, физиологи
нервной высшей деятельности – все, кого побуждал к этому научный интерес и общественная
практика.
Скрупулезно перечислив целый ряд посылок,
давайте, наконец, скажем: «Стоп!»
Кое-что в этом развернутом знании о духовной деятельности надо
поправить, и эту поправку мы видим на схеме. Главным тут
является то обстоятельство, что до появления теории самоорганизации в ней просто
не могло быть второго раздела.
Внимательно вглядитесь в этот,
обозначенный цифрой «2», раздел схемы. Он позволяет понять, как философские
обобщения данных кибернетики и синергетики дали возможность перекинуть
изящный и, в то же самое время надежный
и неоценимый по научному значению, ажурный мост над пропастью, зиявшей между
знанием о движении, как атрибуте мироздания, и представлениями о происхождении
жизни на Земле.
Перестали быть загадкой причины
многообразия видов животных и растений, расовой и национальной дифференциации
человечества. Последние не существуют теперь как возникшие по воле случая или
даже по зову практики. Они органично вписались в единую логику развития природы
и стали отражением закономерного возникновения на Земле многообразных форм
жизни, материальной и духовной деятельности человека, со всеми их трагедиями и
триумфальными взлётами.
«Новая философская картина движения» - это образ мощного прорыва самоорганизации через
бескрайние и могучие заслоны хаоса. Она открывает перед человеком скрытые от
него «тайные
цели», «стратегию» и «тактику» движения субстанции по пути прогресса.
Если каждого из нас толкают «вперёд и
выше» растущие потребности, то природа к ним совсем безразлична. Она идёт своим
путём, и тут мы бессильны. Если мы не познаем её желаний, не согласимся их
выполнить, она задушит нас «парниковым эффектом», погубит «всемирным потопом»,
откроет над нами не озоновые, так иные дыры. Она будет сталкивать массы людей в
революциях, бунтах, потасовках, террористических актах, государственных
переворотах и т.д.
Отсюда задача – проникнуть в
тайные цели Земной природы. «Новая философская картина движения»
может и должна помочь этому.
Можно посмотреть на содержание
представленной схемы и с несколько иной точки зрения. Чего добился автор, раскрывая её
содержание?
А достиг он следующего:
- Во-первых, вспомнил, привел в систему и наглядно представил
учение о диалектике противоречий (противоположностей) «сущности»
и «существования».
- Во-вторых, применил это учение для
систематизации, и графического оформления всего того, что было известно о
движении с глубокой древности.
- В-третьих, подготовил некую «смотровую площадку» для того, чтобы
у людей, да и у него самого, возник вопрос: «А что же дальше? Каковы механизмы
«прогрессивного развития» самого движения, в которое волей судеб
втянут весь окружающий мир и населяющее его многообразие живых организмов,
включая человека?
- В-четвертых, имеющее почтенный возраст знание о деятельности
привел в элементарный порядок. Каждая из её
уже известных форм заняла в логике развития свое особое место.
- В-пятых, обнаружил грубейшую, и это также следует оценивать как научное открытие,
ошибку
теоретиков управления, политиков, социологов и философов. Суть её состоит в том, что самоуправление, как
одна их форм сознательного регулирования человеческой деятельности рассматривалось
ими как частный случай управления, подчинялось ему, подавлялось им[2].
- В-шестых, опираясь на
философское освоение данных частных наук и синергетики, дал философское
определение самоорганизации как особой формы существования,
воспроизводства и прогрессивного развития открытых материальных систем;
- В-седьмых, представил саму самоорганизацию как процесс
развивающийся и, опираясь на философскую понятийную традицию, дал классификацию
основных форм самоорганизации;
- В-восьмых, обоснованно представил сознательное социальное регулирование
деятельности как единый, целостный и внутренне противоречивый
процесс;
- В-девятых, опираясь на диалектику сущности
и существования
при анализе духовной деятельности людей, закономерно пришёл к выводу о том, что
противоречие
между самоуправлением и управлением является основным
противоречием сознательного регулирования;
- И, наконец, в-десятых, доказал, что процесс
развития субстанции на Земле-матушке завершает не просто духовная
деятельность человека, а только что названные ее компоненты – управление
и самоуправление,
потому что только они, как функции разума, «с точки зрения Природы», важны для
процесса самоорганизации и его ускорения.
Движение, самоорганизация,
саморегулирование существуют сами по себе или, как говорят, объективно. Им, не
ведомы чувства и эмоции. Пусть «счастьем жизни» упивается человечество,
«детство» которого так затянулось, что может привести к глобальной катастрофе.
Поняв управление и самоуправление
как вершину прогресса самоорганизации и человеческой деятельности, автор
вынужден был поставить перед собой вполне законные вопросы.
- А что же - дальше?
- Как отражаются эти по сущности и
содержанию объективные, а по форме субъективные процессы в чувствах и разуме
человека?
Ответ оказался
простым и понятным.
Свобода – вот, форма выражения самоуправления в мышлении
и эмоциях человека.
Ответственность – вот способ разрешения противоречия между свободой
и необходимостью,
а также исторически конкретная форма ограничения свободы средствами управления.
Мировоззренческий и методологический
смысл Новой Философской Картины Движения многосторонен и сложен. Подумать над
ним, прямо скажем, не грешно естествоиспытателям и философам, политикам и экономистам,
управленцам и менеджерам – всем кто имеет дело с регулированием деятельности
гражданина и социальной группы, предприятия и учреждения, политической партии и
общественного движения. Все они найдут в предложенной концепции свой предмет
внимания и исследования.
В свете обозначенной мной проблемы
основные выводы сводятся к следующему.
·
Суть российской
идеи как и идеи глобализации проста и понятна – создание, развитие и
постепенное совершенствование Общества Ответственной Свободы.
·
Общество
Ответственной Свободы не есть
конкретная и завершенная модель государственного и общественного устройства, созданная
отдельными странами и народами. Это – гражданское общество, которое постоянно и
кропотливо совершенствуя мораль и право, старается гармонично разрешить
противоречие между ответственностью и свободой в интересах оптимального
развития каждой личности, социального института и общества в целом, отдельной
страны и международного сообщества.
·
Принцип
Ответственной Свободы – это нравственный
и правовой императив[3],
которому, в полном соответствии с выводами науки и философии, должны следовать
как всякий разумный человек, так и всё человечество в целом.
[1] См.: Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм//Полн. Собр. соч. – Т. 18. – С. 131.
[2] См.: Подолец В.В. Самоуправление в обществе: происхождение, сущность, развитие. Автореф. дис. …канд. филос. наук. – Л-д: ЛГУ. – 1988.- С. 10.
[3] Императив – от латинского «требование, приказ, закон».